Четверг, 09.05.2024, 04:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Серебро - украшения

Видео
Меню сайта
Форма входа
Погода
Цены на метал
www.bullion.ru

История города

   Час езды от Киева и вы в моем родном городе, в Белой Церкви.

Город за развитием промышленности занимает первое место в Киевской области.
Каждый, кто приезжает сюда, не может налюбоваться ее памятниками архитектуры - немыми свидетелями далекого прошлого. В каждом из них - частица истории нашего народа, его культуры.
Почти два века прошло с тех пор, как заложен один из наиболее красивых на Украине парк "Олександрия", но его архитектурные ансамбли, красивые ландшафтные композиции, живописные пейзажи производят незабываемое впечатление на посетителей и теперь.
С северо-западной стороны парк омывает речка Рось - настоящее украшение города. Ею любуются и юные, и посеребренные сединой. Ее волшебные берега - словно для влюбленных, плесы - для рыбаков.
Из-за города лентами протянулись шоссейные дороги, которые ведут на Киев, Одессу и Винницу.
Белая Церковь основана в 1032 году на высоком скалистому берегу Роси Ярославом Мудрым. Городище - крепость Юръев стал одним из южных форпостов, которые противостояли нападениям кочевников.
Название городища походит от христианского имени Ярослав-Юрий, или Георгий, отсюда в отдельных источниках - Гъеоргив, Гюргев, Юргев, Юръев.
Здесь обитало смешанное население: рядом с пленными ляхами, которых садил здесь Ярослав, поселялись русичи и мирные кочевники, берендеи, даже печенеги, которые спасались от половцев и примкнули к Руской земле для борьбы с ними. Эти мирные инородцы вели полукочевой способ жизни: летом они бродили соседними степями со своими стадами и башнями (шатрами или кибитками), а зимой или на время опасности прятались в свои укрепленные городища на Роси, в том числе и в Юръеве. Жители Руской земли в отличие от диких половцев называли их "своими плохими".
Сердцем города была Замковая гора города.
Жители города имели постоянные участки и застройки в течение XI-XIII ст. Найден фундамент епископского храма. Строительство храма датируется XII ст. К этому на месте храма находилось христианское кладбище и двор епископа.
Много разрух и пожаров пережил Юръев. С самого начала его возникновения жители пребывали в постоянной тревоге от нападений со степи. В 1095 г. надоедливые постоянные угрозы половцев принудили всех их отойти к Киеву.
В 1103 году Юръев отстраивается, разрушенный после нападения половцев. Но никакими мирами и договорами нельзя было сдержать хищничества половцев, которое было их обычным промыслом. Мономах заключил с ними 19 миров, передал им множество одежды и скота, - все зря. С этой же целью князи наследовали Святополка - женились с ханскими дочерьми, но тесть не переставал грабить область своего руского зятя. Городища окапывались валами, а женам приходилось мало не постоянно держать коней за повод в ожидании похода.
Значительно позднейший город был практически разрушен монголо-татарами. Поскольку от Юръева хоть что-то осталось, именно поэтому он оставался в числе городищ киевских до 1300 года. А уже через 62 года, в 1362 году, в польско-литовской хронике фигурирует новое название - Белая Церковь.
Под властью Польши и Литвы
1362 г. Киевщина, в том числе и Белая Церковь, были присоединены к княжеству литовскому князем Ольгердом. Литовские князъя добыли эти земли почти без борьбы. Это объясняется тем, что литовские князъя вели борьбу с татарами. Литва своими военными силами давала Украине в целом освобождение от орды, а выход из-под татарского ига был важнейшим жизненным делом нашего народа. Тем паче, что у литовцев была нехватка людей для управления завоеванными территориями, и это привело к тому, что они назначают на административные должности местное украинское дворянство. Такая политика поощряла местное дворянство присоединяться к победителям. После Кревской унии (1385 г.) в наших местах усиливается захватническая политика Польши. Отношение к не католикам, как к людям морально и культурно неполноценным, не обещало ничего доброго польско-украинским отношениям. Так и произошло!

Освободительная война 1648 - 1654 гг.

На первом этапе освободительной войны Белая Церковь оказалась в центре важных событий. Именно здесь состоялось сплочение повстанческих сил, которые собирались со всей Украины, разрабатывались планы ведения освободительной войны, принимались важные решения. Летом 1651 года, после серьезной неудачи в Берестецкой битве, Белая Церковь опять становится центром консолидации повстанческих сил. В этот критический период Хмельницкий обнаружил чрезвычайную энергию. За короткое время он собрал остатки разбитых полков, мобилизировал свежие силы и уже в начале октября стоял против объединенных польско-литовских сил под Белой Церковью с новой грозной армией. Располагая большим войском и отборной артиллерией, польские полководцы попробовали взять лагерь восставших. Но уже после первых боев убедились, что этих укреплений взять нельзя. "Добыть их лагерь невозможно", - писал Потоцкий королю.
Осеннее ненастье еще больше усложнило ситуацию. Поляки, уставшие от войны, неохотно шли в бой. Они претерпевали ощутимые потери от казацких полков и отрядов добровольцев, от устроенных засад. Распространились различные болезни, которые массово косили людей. В таких условиях польское командование решило начать переговоры о перемирии. И хотя казацкая армия не была разбита, но поражение под Берестечком, захватывание врагом значительной территории Украины, неподготовленность к ведению войны в зимних условиях были причиной того, что Хмельницкий и казацкая старшина согласилась на заключение мира. Основная суть Белоцерковского мирного договора описана во многих исторических трудах. Даём это изложение, сохраняя орфографию.
"Войско казацкое должно состоять только из двадцати тысяч человек. Казаки могут проживать только в Киевском воеводстве, но и то только на королевских землях. Ни Брацлавское, ни Черниговское воеводство казаков не имеют. Все сирома отныне опять отныне должны оставаться в подданстве. Ляхи в века веков не будут вспоминать о бунтах. Все прибыли барские господам следует возвратить. Чигирин остается за казацкой булавой. Вера православная и духовенство должны быть неприкосновенными. Кто взял присвоил ли церковные сокровища и пожитки, должны возвратить их. Шляхта, которая воевала в казацких отрядах, не избавляется ни прав, ни гонора. Жиды, так как и раньше, опять будут торговать в Украине. Хана и татар гетман вынужден помирить с королем. Если же хан не захочет с королем в согласии жить, то казаки должны порвать с ним. Без извещения короля казацкому гетьману запрещается вести переговоры с зарубежными монахами. Казаки с Крилова, Канева и Черкасс будут иметь свой суд в Киеве".
Этим договором Хмельницкий сберег земли Надднипрянщины - основную территорию Запорожского войска. Гетман принял тяжелые условия Белоцерковский мира, потому что был твердо убежден, что этот мир не будет длительным. "Хотя мы с ляхами составили соглашение, одначе держим их в руках", - писал он в одном из писем. А впоследствии оказалось, что договором недовольная вторая сторона, потому что польский сейм вследствие "либерум вето" не утвердил Белоцерковский мир. В связи с этим Хмельницкий считал себя освобожденным от навязанного ему мира, и вскоре возобновились военные действия. Так закончился еще один важный период освободительной войны, связанный с историей нашего города.

Буржуазно-демократическая революция  

С дальнейшим развитием капиталистических отношений и формированием рабочего класса растет и рабочее движение. Борясь за улучшение жизненных условий, передовые рабочие приходили к пониманию необходимости создания своих политических организаций. Одним из первых социал-демократических кружков в городе был кружок, организованный в 1892 г. в мужской гимназии учеником старших классов, в будущем профессиональным революционером Мойсей Самойловичем Урицким. В 1902 г. в городе на основании гимназического кружка была создана социал-демократическая группа. Она имела тесные связи с социал-демократическими организациями многих городов Украины. Годы первой буржуазной революции характеризуются бурным ростом численности украинских социалистических и буржуазных партий, которые пытались мирными и немирными дорогами претворить в жизнь свои политические, экономические, культурно-образовательные программы

Новаторские 20-те годы

Гражданская война на Белоцерковщине закончилась, но 1920 г. был годом глубокого кризиса: экономического, социального, политического. Экономический крах хозяйственной деятельности города определился на рубеже 1920 - 1921 гг. Освобождения от белых и конец войны на Белоцерковщине, богатой промышленными и земледельческими традициями, некоторое оживление на транспорте, породили надежды на быстрый подъем. Но так не случилось. Уже в первые дни выяснилось, что недостает топлива. Начали закрываться предприятия которые еще к этому моменту работали. Запасы еды практически закончились. Почти все зерно было конфисковано для потребностей государства. Зимой кризис власти на селе приобрел еще более тяжелую форму. Бандитизм охватил всю Белоцерковщину. Тяжелое положение удерживалось в течение целого года, вплоть до лета 1922 г., когда новый урожай позволил перевести дух.
В мае 1923 г. Белая Церковь стала центром округа, в который входило 20 районов, 650 населенных пунктов. В городе в это время обитало 38121 человек. В 1924 Г. Белой Церкви открылся окружной музей. По инициативе комсомола в 1925 г. началось строительство стадиона на месте бывшей свалки. Уже в 1926 г. на стадионе состоялись первые спортивные соревнования.

Драматические 30-те годы

В голодные 30-те г. миграция к городу увеличивается. Невзирая на то, что ежедневный паёк был уменьшен служащим вдвое, а для рабочих в 1,5 раза, последним все же было более легко. Город начинают заполнять беженцы отовсюду, некоторые из них умирали прямо на улицах. За воспоминаниями жителя города, врача Тарановича О.П., дороги к погосту (он находился по ул. Горького, где ныне бытовая химчистка "Снежинка") была усеяна трупами. Белоцерковский район оказался в наиболее тяжелом состоянии на Киевщине, по количеству сообщений о голодании. В районе была создана специальная комиссия для мобилизации средств и предоставления помощи голодающим.

В пламени Великой Отечественной войны

После первых же сообщений по радио о разбойничьем нападении на СССР фашистской Германии рабочие и служащие начали собираться на своих предприятиях. Реакция на опасность потянула за собой исторические вспышки: везде виделись шпионы, вражеские агенты, диверсанты. Тревогу сеяли приказы Верховного командования. Известный трагический приказ № 270, в соответствии с которым семьи командиров и политработников, которые оказались в плену или сорвали в бою знаки отличия, подлежали аресту, семьи пленных красноармейцев избавлялись от любой государственной помощи. Уже в первые дни войны с Белой Церкви было отправлено в действующую армию 6 тыс. человек. Те кто остался в городе работали под лозунгом "Все для фронта, все для победы!" 16 июля гусеницы вражеских танков уже скрежетали по мостовой города. Сразу после вторжения в город гитлеровские репрессивные органы при помощи "помощников" начали составлять списки политически опасных людей - бывших активистов, евреев, на которых с первых дней был объявлен розыск. По неполными данным фашистские захватчики замучили и уничтожили в период временной оккупации более 10 000 белоцерковчан.

Белая Церковь после войны

Отступая с Украины, немцы прибегли к тактике "выжженной земли". Только приход Красной Армии спас город и его жителей от полного уничтожения. В тот день - 4 января 1944 года, Москва салютовала освобождению Белой Церкви. В апреле 1944 года Исполком Горсовета обратился ко всем жителям города с призывом возродить старинный город Белую Церковь и как можно поскорее залечить раны, нанесенные ему войной. Уже к декабрю 1944 года город был полностью расчищен от руин, отремонтировано 1125 зданий площадью 122230 квадратных метров. В нерабочее время и без оплаты белоцерковчане отработали 1786942 человеко-часов. Это стало еще одним подвигом жителей города.

Город на современном этапе развития

Наш город является важным промышленным центром Киевщины, территория которого - 3697 га. В нем действуют 32 промышленные и 4 автотранспортных предприятий, полторы сотни строительных организаций, 2 железнодорожные станции, троллейбусное депо.
Продукцию предприятий Белой Церкви знают во всех независимых государствах бывшего Союза, известна она и в странах дальнего зарубежья. Так, например, в Венгрию, Польшу, Финляндию, Болгарию, Сирию, Данию, Иран поступает продукция наибольшего в городе производственного объединения "Белоцерковшина".

Это фото Шиловского комбината хлебопродуктов (вид ночью):


   
   
   
   

Герб Белой Церкви.

         =================================            


   Протягом багатовікової історії геральдика Білої Церкви зазнала багато змін. Геральдичних позначень з часу заснування Ярославом Мудрим міста не залишилось.
  В течении многовековой истории геральдика Белой Церкви изведала много изменений. Геральдических обозначений времён учреждения Ярославом Мудрым города не осталось.
Самое первое упоминание о гербе Белой Церкви относится к 1589 году, когда польский король Сигизмунд ІІІ утвердил привилегии города на сейме в Варшаве, предоставив городу и его жителям Магдебургское право. Тогда и был утвержден герб города: лук с натянутой тетивой, а на нем три стрелы.
После революции 1917 года геральдика города и Браницьких была отменена, и только в послевоенный период начали ее восстанавливать, но и то в превратном виде. В ней сочетаемы и символы старинной Белой Церкви и графов Браницьких, и тогдашние советские символы и цвета.


   
   

Деятели культуры и науки в нашем городе


   
  С Белой Церковью тесно связаны жизнь и творческий труд многих выдающихся деятелей культуры и науки нашего народа.
В течение двух последних десятилетий своей жизни здесь несколько раз бывал Т.Г. Шевченко, ведь через город вели все дороги с севера на юг, по которым всегда возвращался на свою родную Украину и при жизни и в последний раз после смерти с холодного и вражеского Петербурга наш Кобзарь.
А 1845 году он приезжал сюда специально, чтобы осмотреть "Олександрию" и ознакомиться с историческими и архитектурными памятками древнего города. Впоследствии свое пребывание в Белой Церкви гениальный поэт Украины описал в повести "Прогулка с удовольствием и не без морали" (1858).
Белоцерковчане свято чтят память о Кобзаре. После революции по просьбе трудящихся его именем были названы театр "Палас" и улица Смоляная.
К 150-летию со дня рождения поэта в 1963 году на одной из аллей "Олександрии" высажена ива Т.Г. Шевченко, саженец которой выращен в Ботаническом саду Академии наук Украины с живца от взлелеянной еще самим Тарасом Григорьевичем старой ивы. Недавно в Белой Церкви установлен бюст Т.Г. Шевченко, традиционными стали ежегодные шевченковские дни.
С нашим городом связаны жизнь и деятельность друзей Т. Г. Шевченко - И.М. Сошенко и М.К. Чалого. Последний переписывался с поэтом, участвовал активно в его похоронах на Монашеской горе в Каневе, собирал материалы о творчестве Кобзаря. Результатом этой исследовательской работы стала книга "Жизнь и произведения Тараса Шевченко", напечатанная в Киеве в 1882 году.
Кстати, над биографией сына Украины Михаил Корнеевич работал в 60-х годах XIX века, когда был директором Белоцерковской гимназии:
М.К. Чалый пригласил в город ещё одного выдающегося товарища Т.Г. Шевченко - художника И.М. Сошенко (1807-1876), который также длительное время работал в Белоцерковской гимназии (ныне это один из корпусов сельскохозяйственного института). Именно Сошенко во время случайной прогулки в Летнем саду Петербурга первый обратил внимание на художественное дарование Шевченко и познакомил его с О.Г. Венециановым, Е.П. Гребенкой, В.И. Григорьевичем, а впоследствии с К.П. Брюлловым и В.А. Жуковским, которые вместе организовали выкуп будущего Кобзаря с крепостничества.
Как Рось с её волшебным притоком Роставицею, влилась наша Белоцерковщина в творчество классика украинской литературы Ивана Семеновича Нечуя-Левицкого (1838-1918). Гостил у сестры, которая вышла замуж за священника в с. Трушки, а с 90-х поселившись после отставки в Киеве, писатель ежегодно бывает в Белой Церкви, останавливается на постоялом дворе, встречается с друзьями.
Приятные отношения завязываются у Ивана Семеновича с еврейским писателем Шолом-Алейхемом, этнографом С.Л. Дроздовым, который в 1924 году стал первым директором Белоцерковского краеведческого музея, композитором К.Г. Стеценком.
Впечатление от общения с простым сельским людом, сельской старшиной и сельским духовенством, разительный контраст между прекрасной природой и нищетой физической и духовной жизни на берегах волшебной Роставицы легли в основу произведений "Мыкола Джеря", "Кайдашева семья", цикла сатирических произведений о приключениях бабы Палажки и бабы Параски и ряда других.
В Белой Церкви родился выдающийся украинский композитор и дирижер Яков Михайлович Яциневич (1869- 1945). Первыми творческими попытками и профессиональным становлением Яков Михайлович благодарен именно нашему городу. Впоследствии, руководя прославленным хором Киевского университета, Одесским городским хором, Адигейским ансамблем песни и танца, Я. М. Яциневич постоянно приезжал в Белую Церковь, в своем творчестве широко использовал мотивы украинских народных песен.
Много и плодотворно творил в Белой Церкви композитор Кирилл Григорьевич Стеценко (1882-1922).

   
   

Культовые сооружения в городе


   

   

НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Никольская церковь заложена 25 августа 1706 года гетманом Иваном Мазепой и белоцерковским полковником Константином Мазиевским.
Мазепа облюбовал Белую Церковь в расцвете своего могущества. По народными, он собрал в здешнем замке все свои сокровища после доноса Петру об "измене" фастовского полковника Семёна Палия.
Рассчитывая закрепиться в Белой Церкви надолго, гетман заложил здесь церковь.
Об этом свидетельствует надпись, высеченная на металлической пластинке, найденной в 1842 году в фундаменте северной стены:
"Во имя Отца и Сына и Святого Духа основанная сия церковь въ честь и память Святителя Христова Николая при державе Большого Государя царя и Великого князя Петра Алексеевича и благородного Иоанна Степановича Мазепы, гетьмана войска его царского присветлаго благородного раба божьего Константина Мазиевского и основателей храма сего при святительствовании его милости отца Варлаама Яснинского - архиепископа митрополита Киевского и Галицкого и всея России и положены суть здесь мощи святых мучеников Аноима, Арпинея, и св. Великомученицы Варвары в лето 1706 года, дня 25-го".
Эта пластинка и святые мощи, о которых вспоминается в надписи, хранились в крестовидном углублении большого известняка, заложенного в фундамент при учреждении храма.

Место для церкви было избрано не случайно. Один из ее исследователей преподаватель Киевского университета Бутник-Сиверский писал, что в 1838 г. неподалеку от Никольской церкви О. В. Браницкая строит Преображенскую церковь, колокольня которой была построена среди руин алтарной части какого-то старинного храма.
План храма не имеет аналога среди памяток украинской архитектуры XVII-XVIII веков. Его размеры напоминают размеры таких старинных храмов, как Ирининска церковь в Киеве (1037 г.), Успенский собор Елецкого монастыря.
В начале XVII ст. сооружается деревянная большая церковь святого Николая, которая была на то время главным храмом города. Перед нею находилась торговая площадь.
Церковь посещали в 1622 г. Иерусалимский патриарх Феофан, в 1639 г. - Ян Казимир, а в 1651 г. - Богдан Хмельницкий. Останки ее были найдены в 1839 г. при перестилании пола современной Никольской церкви.
Современная Никольская церковь заложена в 1706 г. на месте её предшественницы. По плану - это большой трьёхпрестольный храм, который не был полностью воплощен в камень, потому что такие события, как побег с Украины Мазепы, Прусский мир (1711 г.), передача Белой Церкви Польши, помешали завершению строительства.
Поляки, преследуя православие, насаждали католицизм, а поэтому высвятить можно было только южную часть храма как маленькую приходскую церковь.
В 1799 г. церковное здание пострадало от пожара.
После освящения Преображенского собора в 1839 г. Никольская церковь прекратила свое существование. Северная часть ее была разобрана, а южная (нынешняя Никольская церковь) осталась в руинах.
И только в 1852 г. настоятелю Преображенского собора Петру Гаврииловичу Лебединцеву (1819-1896 гг.) - автору многих трудов по истории и археологии Киева и Белой Церкви, редактору "Киевских Епархиальных ведомостей" (в будущему кафедральному протоирею, который, кстати, 6 мая 1861 г. отправлял панихиду по телу Т. Г. Шевченко в Киевской церкви Рождества Христового на Подоле) - удалось отстроить южную часть и сберечь ее для потомков.
Вместе с Преображенским собором Никольская церковь была украшением одной из главных площадей города в XIX ст.- Соборной. В это время она приобретает современный вид, разукрашивается монументальной живописью, авторство которой не установлено.
Одной из реликвий церкви был кусочек "животворного древа" с Креста Господнего, вделанного в золотой крестик. По легенде это был подарок Браницкого князю Потемкину-Таврическому на честь взятия им Очакова. В церкви хранились также редкие старинные книги - "Евангелие" в золотой оправе (1634-1636 гг., Львов), "Евангелие" (1657 г., Московская типография).
Согласно описания церкви 1902 г., сделанному законоучителем Белоцерковский гимназии священником Н. Шараевским, в церкви было два старинных неполных иконостаса, датированные первой четвертью XVIII ст.- точная копия икон главного иконостаса Киевского Софиевского собора.
В начале XX ст. богослужения здесь уже не велось. Эта церковь как действующее культовое сооружение была закрыта одной из первых в городе в 1926 г. Настоятель Преображенского собора священник О. Рудицкий переносит иконы, которые уцелели, на хранение в комнату около колокольни, чтобы впоследствии создать музей. По свидетельству старожилов, он действовал в 20-30 гг.
В середине 60-х гг. церковное здание была капитально отремонтировано и сейчас это прямоугольное сооружение (14,6х14,8 м), высотой 11,7 м, разделенное на два помещения - алтарь и южную часть. Северная часть отсутствует, и это делает здание асимметричным. Каждое из помещений имеет отдельный выход. Под центральным сводом в нишах сбереглись изображения ликов святых (среди них св. Николая).


   

   

КОСТЁЛ СВ. ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

В 1789 Г. К. Браницкий выделил средства на строительство каменного костёла Святого Иоанна Крестителя на Замковой горе, на месте, где в древности была латинская часовня для польского гарнизона. По неизвестным причинам это строительство затянулось и было завершено только в 1812 г.
Костёл Браницкий возвёл в память ранней смерти своего сына Александра, который упал в детстве с коня.

В плане здания лежит традиционный для католической культовой архитектуры латинский крест, вытянутый по оси - восток-запад. Восточная часть креста завершается полукруглой апсидой, по углам западной размещены башни.
Одна из них имеет часы с двумя колоколами, привезенными с Парижа в 1842 г., вторая колокольня с шестью колоколами различной величины. Двухъярусное здание костёла увенчивает свод сферической формы.
Высота сооружения - 27 м, ширина - 24,5 м, длина - 35 м, толщина фундамента - 170 см, стен - 140 см.
Фасады решены в стиле классицизма, боковые - оформленные портиками, центральный - четырьмя колоннами. Фронтон треугольной формы украсили лепным гербом, на котором в форме треугольника изображено "всевидящее око" в окружении ангелов.
Интерьер костёла украшен орнаментальной лепкой со сложными за сюжетом и техникой ажурными розетками. Эта лепка работы итальянских мастеров стоила заказчику больше чем сооружение всего костёла.
Стены разделены 26-ю пилястрами. Они сначала были окрашены в голубой, а впоследствии в серый цвет. Пол вымощен разноцветными известковыми плитами.
Над главным входом размещались хоры, которые были украшены чугунными ажурными решётками.
Костёл расписан монументальной живописью (общей площадью 61 кв. м) работы неизвестных способных мастеров.
Согласно канонов иконографии главный свод храма посвящен Богу-Отцу Саваофу. Его окружают три ангела, в парусах изображены четыре евангелиста с символами. На северо-восточном парусе - евангелист Матвей в сине-желтых одеяниях сидит на облаках. В левой руке у него - свиток, в правой - гусиное перо. На северо-западном парусе изображен Иоанн. Его правая рука со свитком лежит на колене, в левой он держит чашу со змием. Слева - изображение орла с гусиным пером в клюве. На юго-восточном парусе изображен Марк. В правой руке у него - гусиное перо, а около ног изображен лев. На юго-западном парусе - Лука придерживает правой рукой плащ на левом плече, левая рука со свитком опущенная вниз. Направо около его ног - изображения головы быка, а слева - мольберт.
В костёле было три престола. Главный алтарь отделен ажурными чугунными решётками художественного литья.
Слева на средства Я. Потоцкой-Браницкой в 1881 г. был построен алтарь из белого мрамора. Под юго-восточным парусом на повышении размещалась деревянная кафедра в виде беседки. Приходской костёл III класса стал семейной усыпальницей Браницких. Здесь были похоронены: Ф.К. Браницкий (1730-1819), его сын Владислав, который умер в Варшаве в 1843 г., жена Владислава - Роза Потоцкая. На восточной стене размещены беломраморные доски на упоминание о Браницких, которые умерли за границей: К. Браницкого (1816-1879), умер в Египте, О. Браницкого (1819-1879) - в Ницце, В. Браницкого и К. Браницкого, которые умерли в Париже.
На одной из стен сбереглась беломраморная стела на упоминание о Екатерине Браницкой-Сангушко.
Сбереженные книги визитов дают яркое представление о богатой церковной утвари костёла, значительная часть которого была собственностью Браницких. Это - варшавское серебро, богемское стекло, золото, хрусталь, мрамор, деревянная резьба и скульптура, парча и бархат. Библиотека костёла насчитывала 135 томов. Нынче со всей утвари сбереглись только дубовые высокие шкафы, которые принадлежат фондам Белоцерковского краеведческого музея.
Двор костёла был ограждён ажурным литым ограждением на каменном фундаменте с большими входными воротами на высоких каменных столбах с фонарями и с двумя калитками. Сзади костёла - каменная ограда. Ограждение подходило к домику ксёндза, в котором в 1925-1978 гг. находился краеведческий музей (здание разобрано в 1982 г.).
Костёл имел 2,5-3,5 тыс. чел. парафиян, в его владении было свыше четырех тысяч десятин земли. Закрыт костёл в 1930 г.
Возобновлено богослужение в годы фашистской оккупации (1941-1944 гг.). Рядом с костёлом в те времена находился немецкий погост.
В 50-ых гг. здание костёла использовалось как лекционный зал, в 60-ых гг.- как складские помещения. В 1964 г. в нем начались реставрационные работы (автор проекта реставрации - Корнеева В. И.): были достроены боковые стены, разобраны хоры, которые находились в аварийном состоянии, построены сходки, укреплен свод.

Ныне в здании костёла зал камерной и органной музыки
   
       ===========    

ПРЕОБРАЖЕНСЬКИЙ СОБОР


   В 1833-39 гг. на месте флигеля белоцерковской гимназии во дворе полуразрушенной Никольской церкви по заказу графини О.В. Браницкой возводится величественное сооружение Преображенского собора.
Кирпичное здание построено в классическом стиле. Высота его достигает 40 м. Входы к собору были оформлены четыре- и шестиколонными портиками, которые не сбереглись к нашим дням. Барабан над центральной частью увенчан массивным сводом полусферической формы. Стены оформлены пилястрами, отверстия окон - сандриками.
Монументальность подчеркивалась тремя портиками. В 60-тые гг. XIX века возводится высокая четырёх ярусная колокольня (разобранная в 60-тые гг. XX ст.), которая придавала Соборной площади особую торжественность. Опоясывало собор кирпичное ограждение с дубовыми деревянными ґратами на каменном фундаменте.
24 октября 1839 г. собор был освящен митрополитом Киевским и Галицким Филаретом. Заказчица О. В. Браницка была похоронена 15 августа 1839 г. в неосвященном приділі Александра Невского, не дожив до завершения строительства.
Ее дочери - Елизавета Воронцова и София Потоцкая построили над погребением надгробие по серому итальянскому мрамору с двумя пилястрами в центре. Над погребением висело две иконы. На одной на фоне черной мраморной доски в золоченной раме на дереве изображена была Божья мать. На обороте была надпись: "Благослови Александру Васильевну матушку". Вторая -во мраморной раме - святой Николай на полотне.
Собор имел девять престолов (по другими данным - три). Это была единая церковь (среди сельских) Киевской епархии первого класса. Престолы были посвященные св. Николаю и Александру Невскому - хранителям царя. К парафиянам собора вошли парафии четырех упраздненных церквей на левом берегу р. Рось - Успенской, Преображенской, Рождественской, Никольской. В середине XIX ст. она насчитывала 2483 души мужского пола. Собору принадлежала 151 десятина земли.
Интерьер собора был расписан монументальной масличной живописью, которая не сбереглась к нашим дням. Только на внешней тыльной стороне здания фрагментарно сбереглись изображение двух святых.
Собор имел богатую утварь. Одним из реликвий стал "Тайный ужин", вышитый золотом на малиновом фоне (за образцами мозаичного изображения собора св. Софии в Киеве), датированная XV ст.
В соборе хранилась также богатая коллекция редких старинных книг XVII ст. и икон, особое внимание, кроме икон над погребением О.В. Браницкой, привлекал внимание "Тайный ужин" работы Васильева (над Царскими вратами), а также икона св. Великомученицы царицы Александры в серебряной золоченной оправе овальной формы и св. Великомученика Георгия. Сюда же с Никольской церкви перенесли икону в золотой оправе "Счастье древа креста Господня", полученную Потёмкиным от иерусалимского патриарха. В 1890 г. собор был капитально отремонтирован. Затраты на ремонт составляли 2500 крб. Масличную настенную живопись реставрировал киевский мещанин Дм. Кобець. Он написал для собора две иконы.
Собор перестал функционировать в 1933 г. До Великой Отечественной войны в нем находился Государственный городской архив. В 1941 г. свод собора было разрушено прямым попаданием бомбы, здание сгорело.
В 1956 году Преображенский собор заносится в список памяток архитектуры и берется под охрану государством. В послевоенные годы церковная служба возобновилась и велась до официального закрытия собора в 1961 году.
Во время небрежного ремонта 1956-1962 гг. под штукатуркой были похоронены росписи.
Капитальная реставрация собора ведется с 70-х лет.
В 1989 Г. Преображенский собор передан церковной общине.

     ЦЕРКВА СВЯТОЇ МАРІЇ МАГДАЛИНИ


   ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ МАРИИ МАГДАЛИНА

Единым культовым сооружением, за границами исторического центра города, есть церковь святой Марии Магдалины. Она была построена в 1843 г. (по некоторыми данным в 1847 г.) на средства Владислава Ксаверийовича Браницкого.
Здание храма возведено в классическом стиле, однокупольное, в плане крестовидное. Колокольня пристроена прямо к церкви. Вход оформлен портиком.
Архитектор и художники, которые расписывали ее, неизвестны.
В 1940-1941 гг. две иконы для иконостаса церкви написал художник И. И. Мищенко, который в своё время учился в Санкт-Петербуржской художественной академии, ученик Репина.
Длительное время - с 1851 г. по 1860 г. настоятелем был отец Петр - Петр Гавриилович Лебединцев, давний товарищ Т.Г. Шевченко, впоследствии кафедральный протоирей Киевского Владимирского собора, редактор "Киевских епархиальных ведомостей".
И до сих пор сохранилось около церкви святой Марии Магдалины небольшое кладбище, где покоится прах жены отца Петра Александры и ее брата Николая.
С 1934 г. в период глобальной антирелигиозной пропаганды и гонений на деятелей церкви, а также в первые годы гитлеровсой оккупации церковь не действовала. В 1942 г. богослужение был возобновлено и с тех пор здесь - постоянно действующий православный храм.
Через 145 лет после сооружения церкви прошла её капитальная реставрация. В течение двух лет сооружение было не только отремонтировано извне и изнутри, а й вновь расписано мастерами с Почаева.
Недавно за средства верующих около церкви построена капличка над колодцем для освящения воды.
Хотя в течение 1988-1990 гг. выполнен огромный объем восстановительных работ, реставрация самой церкви и прилегающей территории продолжается и ныне.

   

   

Дендропарк "Александрия"

 
  История парка начинается с того времени, когда гетман Франциск Ксаверий Браницкий получил от польского короля в пожизненное наследственное владение большую территорию на Белоцерковщине, так называемое белоцерковское староство.
Браницкий поселился здесь

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Мини-чат
Translate